Евангельские беседы

(Мф. 24, 13-28)
13. Претерпевший же до конца спасется.
14. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, –
16. Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17. И кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18. И кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21. Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
22. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
23. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте.
24. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
25. Вот, Я наперед сказал вам.
26. Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне", – не выходите; "вот, Он в потаенных комнатах", – не верьте;
27. Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
28. Ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
За несколько дней перед Своими крестными страданиями Господь Иисус Христос, после грозного обличения фарисеев и книжников и после умилительного плача о судьбе Иерусалима, исходя из храма, произнес страшный приговор на упорных в неверии иудеев: Се оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 38). Затем Господь изрекает пророчество о грядущих судьбах Иерусалима и всего мира и изображает второе пришествие Свое на землю как начало Царства славы.

Говоря о будущих великих бедствиях, Господь укрепляет Своих последователей словами: Претерпевший же до конца спасется. «Предсказывает ученикам будущие бедствия,— говорит блаженный Феофилакт Болгарский,— желая ободрить их предсказанием, потому что неожиданность обыкновенно устрашает и смущает. Посему Господь уменьшает будущий страх, предсказывая о будущих бедствиях,— о зависти, враждах, соблазнах, лжепророках, которые суть предтечи антихриста, имеющие соблазнить многих до такой степени, что склонят их на беззакония. По причине умножения беззакония, коварством антихриста, люди сделаются столь звероподобными, что не сохранят к самым близким нисколько любви, а будут предавать друг друга. Но тот, кто устоит до конца, терпеливо перенесет все и не уступит напору зла, тот спасется, как воин добрый на брани».

«Но не всякий терпящий спасется,— пишет святитель Феофан Затворник,— а только тот, кто терпит на пути Господнем. На то жизнь эта, чтоб терпеть, и всякий что-нибудь терпит и терпит до самого конца. Но терпение нейдет впрок, если оно не бывает ради Господа и Святого Евангелия Его. Вступи в путь веры и заповедей евангельских; поводы к терпению умножатся, но терпение с этой минуты начнет плодоносить венцы, и то терпение, которое доселе было пусто, сделается плодоносным. Каким ослеплением окружает нас враг, что только то терпение и представляет тяжелым и невыносимым, какое встречает на пути добра, а то, которое сам он налагает на работающих страстям, представляет легким и ничего нестоющим, хотя оно тяжелее и безотраднее того, которое несут борющиеся со страстями и противляющиеся врагу! А мы, слепые, и не видим этого... Трудимся, терпим и выбиваемся из сил ради врага, на свою же погибель».

И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,— читающий да разумеет,—тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.

Все это исполнилось еще прежде разрушения Иерусалима, хотя должно будет повториться и, без сомнения, в несравненно больших размерах и пред кончиною мира. «Кто за сорок лет мог поручиться за такое исполнение? — говорит архиепископ Херсонский Иннокентий.— Кто мог ожидать, что в продолжение сего краткого времени несколько самых бедных, незнатных и непросвещенных земной мудростью евреев произведут такой переворот в мире: распространят новую веру, совершенно противную предрассудкам и страстям, заставят премудрого грека и римлянина воздавать Божеское поклонение Распятому, ниспровергнут идолов и на их место водрузят крест? Одна мысль о подобном событии в будущем была бы во время Иисуса Христа чем-то крайне странным и несбыточным... И однако же это несбыточное предсказано и исполнилось на самом деле со всею точностью... Боже мой! Какое страшное и поучительное зрелище! Какое чрезвычайное согласие событий с предсказаниями! Какая непредвидимая случайность и точность в исполнении! Страшные землетрясения, голод, язва, кровопролитные междоусобия — словом, все те самые бедствия, о коих говорил Иисус Христос, кажется, предвещают всему миру нечто необыкновенное, заставляют ожидать исполнения одного из великих судов Божиих. Но вот, тучи бедствий, носившиеся дотоле по разным местам, вдруг устремляются в Палестину, сосредоточиваются над Иерусалимом по видимому за возмущение против кесарей, а в самом деле — за противление иудеев Богу отцов своих, за отвержение Мессии. Напрасно небо дает знамения для вразумления легкомысленных, напрасно происходят чудеса во храме, напрасно предостерегают пророки, советуют цари и мудрецы... народ иудейский ослепил очи свои, чтобы не видеть, окаменил сердце, чтобы не разуметь откровений небесных, возвещающих о наступлении страшного для них суда Божия. Начинается скорбь, коей, по точным словам очевидца Иосифа Флавия, не было подобной и не будет».

И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. «Сие сказал Господь,— говорит святой Златоуст,— чтобы утешить верующих, находившихся среди иудеев, и успокоить их чтобы они не боялись, что они не погибнут вместе с иудеями». По свидетельству историка Евсевия, христиане, составлявшие Иерусалимскую Церковь, видя исполнение слов Господних, оставили город и переселились в небольшой городок Пеллу, лелеявшую в горах за Иорданом, так что при разорении Иерусалима никто из них не погиб.

«Кончив предсказание о Иерусалиме,— говорит святой Златоуст,— Христос переходит уже к Своему второму пришествию и говорит ученикам о знамениях, полезных не только для них, но и для нас, и для всех, которые будут после нас». Впрочем, должно помнить, что разрушение Иерусалима было прообразом кончины мира, а потому оба события Господь изображает нераздельно, так что некоторые черты более приложимы к одному, другие к другому событию. И слова Господа о мерзости запустения, о лжехристах и лжепророках относятся к обоим событиям. По разумению святых отцов, мерзость запустения явится и перед кончиною мира, когда придет антихрист, человек беззакония, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2 Фес. 2, 3—4). Осквернение ветхозаветного храма было преобразованием осквернения Церкви Божией сим слугою диавола. То же относительно лжехристов и лжепророков.

Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,— не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: вот, Он в пустыне,— не выходите; вот, Он в потаенных комнатах,— не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

Господь Иисус Христос, по словам святителя Иоанна Златоуста, «не так явится тогда, как в первое Свое пришествие явился в Вифлееме, в малом углу вселенной, когда сначала никто не знал о том; но явится открыто, со всею славою, так что не нужно будет кому-нибудь возвещать о том». Итак, не верьте этим слухам. Лжехриста и лжепророки покажут такие страшные и необыкновенные дела, которые будут уподобляться истинным чудесам, так что трудно будет распознать обман, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

«...Когда придет антихрист,— говорит блаженный Феофилакт Болгарский,— будет много лжехристов и лжепророков, которые хитростию диавольскою будут представлять пред очами зрителей такие явления, что некоторых обольстят, да и самые праведники, если не будут всегда трезвенны, могут обмануться. Я вам наперед сказал об этом, и потому вы не будете иметь извинения; ибо можете сохраниться от обольщения». Таковы будут перед кончиной мира антихрист и слуги его. О нем говорит и апостол Павел подобным же образом. Назвав антихриста человеком беззакония, сыном погибели, он продолжает: которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих (2 Фес. 2, 9-10).

Таковы же и в наши времена разные лжеучители и проповедники во множестве расплодившихся сект, стремящиеся отторгнуть людей от единства веры Православной. «Господь и Спаситель наш,— пишет святитель Феофан Затворник,— устроив на земле Святую Церковь, благоволил пребывать в ней, яко Глава ее, Оживитель и Правитель. Зде Христос — в Православной нашей Церкви, и в другой какой-либо Его нет. И не ищи, не найдешь. Посему, если кто из неправославного сборища придет к тебе и станет внушать: у нас Христос,— не ими веры. Если услышишь от кого: у нас апостольская община, и у нас Христос,— не ими веры. Апостолами основанная Церковь пребывает на земле: это есть Православная Церковь. И зде Христос. А та, вчера устроенная община, не может быть апостольскою, и в ней нет Христа. Если услышишь кого говорящего: во мне говорит Христос, а между тем Церкви он чуждается, пастырей ее знать не хочет и Таинствами не освящается,— не верь ему: в нем не Христос, а другой дух, присвояющий себе имя Христа, чтобы отвлекать от Христа Господа и от Святой Церкви Его. И никому не верь, кто внушать тебе будет малое что, чуждое Церкви. Всех таких признавай орудиями духов лестчих и проповедниками лжи».

 
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU